YAŞASIN GAGAUZIYA !!!

Гагаузский форум

Объявление

GAGAUZIYA - BIZIM EVIMIZ!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гагаузский форум » Историческая страничка. » Кто такие Гагаузы?


Кто такие Гагаузы?

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Гагаузы - ?

0

2

Гагаузы (самоназвание) - народ в Молдавии, на Украине, в России, в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии. В значительной мере ассимилированные другими народами гагаузы проживают также в Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Канаде и Бразилии. Общая численность в Российской Федерации 10051 человек.
Говорят на гагаузском языке тюрской группы алтайской семьи. Письменность на основе латинского алфавита.
Верующие - православные.
Гипотезы о происхождении гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык, и др. В Турции популярна сельджукская теория, согласно которой гагаузы - потомки малозийских турок, переселившихся в XIII веке в Добруджу вместе с тюркоязычными куманами (половцами) южнорусских степенй, основавшими здесь "Огузскую державу". До переселения гагаузов с Балкан в Россию (Бессарабию) они состояли из двух групп: хасыл гагаузы (настоящие гагаузы) и болгарские гагаузы. Вероятнее всего основу гагаузов составили тюркоязычные кочевники (огузы, печенеги, половцы). Европейские исследователи рассматривали в качестве вероятных предков гагаузов тюркоязычных протоболгар, в 670-е годы пришедших на Балканы с берегов Волги. В XIII веке их потомки приняли христианство. В русско-турецких войнах конца XVIII - начала XIX веков гагаузы выступали на стороне России. Они переселились в опустошенные степи Южной Бессарабии. Часть гагаузов в 1912 - 1914 годах переселилась в Казахстан. В годы коллективизации группа гагаузов осела в Узбекистане, они идентифицировались с болгарами. В декабре 1994 года в Молдавии образована автономия гагаузов.

0

3

Основу традиционных занятий гагаузов составляли животноводство с преобладанием овцеводства и земледелие, сочетающее хлебопашество и огородничество с виноградарством.
Традиционное жилище состоит из трёх камерного дома, с завалинкой и верандой вдоль стены, поддерживаемой столбиками; стены комнат украшены коврами преимущественно с растительным орнаментом, полотенцами, на полу ковровые дорожки.

Одежда. В конца 19 в. женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок. В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в т.ч. ожерелье из золотых монет (лифт). Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс, шляпа - летом, меховая каракулевая шапка (колпак) — зимой. У чабанов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины (мешин) мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины (кюрк), иногда декорированная красной или зелёной строчкой.
В народной кухне оседлых гагаузов прослеживаются многие черты кочевого быта (в особой обработке молока, хранении мяса, творога, брынзы в шкуре и т.д.). Важное место в питании занимал хлеб. Популярны пироги, в т.ч. слоёные с брынзой (кыырма), наперченные соусы (манжа), холодцы.

Традиционный гагаузский обряд курбан (известный по описаниям середины 19 в.), сочетавший приготовление пшеничной каши (булгур) с жертвенным бараном, а также сохранившийся культ волка позволяют просматривать этнокультурные связи гагаузов, с одной стороны, с балканским миром, а с др.— с кочевыми степными цивилизациями.

Выдающийся географ академик Л.С.Берг писал: "Гагаузы - это народ, говорящий на турецком языке, но исповедующий православие". И хотя гагаузский язык близок, но отнюдь не идентичен турецкому, однако уже из этого краткого определения видно, что в судьбах этого народа особенно ярко запечатлелись исторические противоречия в развитии эгов-востояной Европы.

Основная часть гагаузов живет на юге Молдавии, в районе, который получил историческое название "Буджак". Расселена эта часть гагаузов очень компактно вокруг городов Комрат, Чадыр-Лунга, Вулканешты, а также в районах, прилегающих к Одесской области, и составляют тут чуть меньше половины населения.

Часть гагаузов во время второй мировой войны была выселена в Казахстан, где сохраняются их колонии. В Буджак гагаузы переселились в начале XIX века из Болгарии.

0

4

Как же сложилось столь редкое сочетание языка и религии, ведь тюкский язык на юге Европы обычно сочетался с мусульманством? По мнению большинства исследователей, гагаузы - прямые потомки племен, населявших "Поле" - степную зону, протянувшуюся от Алтая до Карпат, и кочевавших по этой степи в основном с востока на запад. Значительная часть племен говорила на тюркских языках. В первые века русской истории предки современных гагаузов оказались южными соседями древнерусского государства. Русские князья нанимали одних кочевников для защиты от других, что  приводило к принятию неславянскими племенами православия. Точно не установлено, какие именно племена были предками гагаузов: половцы, печенеги, огузы - черные клобуки? Огузы считаются наиболее вероятными предками современных гагаузов. К концу XI века они продвинулись дальше на запад и обитали уже на Дунае и за Дунаем на территории христианской Византии. Нынешнее поселение гагаузов на юге Молдавии связано с распадом Османской империи - они переселились на место кочевавших здесь ногайцев.

Есть другая, менее распространенная версия, согласно которой гагаузы - это бывшие православные болгары, которые под давлением турецких завоевателей поменяли язык. В любом случае гагаузы - древнее коренное население юго-восточной Европы, имевшее на некоторых исторических отрезках собственное государство. Последнее из них - существовавшая в период революции 1905 - 1907 годов Комратская республика.

Гагаузский язык - тюкский в своей основе - окончательно сложился в XIV - XVII веках в тесном взаимодействии с румынским, греческим, южно- и восточно-славянскими языками и многое впитал от них. После утраты древней письменности до середины XX века гагаузский язык оставался безписьменным. Лишь в 1957 году был создан новый алфавит на основе русской графики. С 1958 по 1961 годы в школах велось обучение на гагаузском языке, однако преподавание его было прекращено, и школы переведены на русский язык. Было свернуто издание газет, прекращены радиопередачи на гагаузском языке. Лишь в 1989 году в ряде школ возобновилось изучение языка.

0

5

История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена. Историческому гагаузоведению достоверно известны следующие факты по истории народа.

Гагаузы, как самостоятельный этнос, окончательно сложились к XIII в. в регионе северо-восточной Болгарии, преимущественно на территории Добруджи и Делиормана. Это оказалось в свое время возможным, так как в этом регионе присутствие тюркского элемента было вековой традицией (гунны – IV-V в., печенеги - IХ в., узы – Х-ХI в., половцы (куманы) – ХI-ХII в).

На территории Добруджи в ХIII в. известно государственное образование Узиэйлет, которое большинство ученых квалифицирует, как первое государство гагаузского народа. После того, как это государство пало под ударами османских завоевателей, история гагаузского этноса во весь период Средневековья остается по сей день неизвестной. Только в ХVIII в. в области Варны упоминается о существовавшей якобы гагаузской республике Вистер. Но это, как и другие исторические факты, связанные с историей гагаузов, требуют дополнительных исследований.

В конце ХVIII в. история фиксирует гагаузов, как самобытный этнос, упоминая о них в составе переселенцев Буджака из Северо-Восточной Болгарии.

В результате этих миграционных процессов, усилившихся очередной русско-турецкой войной 1806-1812 гг., генофонд гагаузского народа оказался разделенным на две части: одна часть (меньшая) осталась в Болгарии, большая же часть обосновалась в Бессарабии, в рамках Российской державы. Борьба гагаузов за свою свободу от притязаний молдавских бояр сразу же после переселения завершилась в декабре 1819 года Указом правительствующего сената России о предоставлении центральному Буджаку статуса иностранных колоний. Это фактически означало автономию для живущего здесь населения, значительную часть которого составили компактно расселенные гагаузы.

В середине XIX в. гагаузы Буджака претерпели очередное деление их окончательно сложившейся в Южной Бессарабии этнической территории. В результате войны 1856 года (называемой Крымской) Юго-Западная оконечность Буджака (южное Попрутье и селения нынешнего Вулканештского района, а также Болград, считавшийся центром бессарабских колоний) отошла к княжеству Молдова. Это повлекло за собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние пределы Запорожской области Украины. В результате последней русско-турецкой войны 1878 года эти территории вернулись к России в обмен на земли нынешней румынской Добруджи.

Гагаузы Буджака в XIX-XX в. разделили судьбу населения Российской империи и не оставались пассивными в вихре политических и социальных потрясений, имевших место в этой державе. В ходе революции 1905-1907 гг. население главного населенного пункта гагаузов – Комрата, восстав за свое национальное и социальное избавление, провозгласило свою Комратскую республику. Но восстание было жестоко подавлено властями.

События 1917-1918 гг. отразились на жизни гагаузов Буджака стремлением к реализации своей автономии, но начатая в этом направлении работа в январе 1918 года была сорвана румынской оккупацией Бесарабии. По этой же причине, кстати, была сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года в Бессарабии государственность молдавского народа.

В условиях жесточайшей националистической дискриминации местного населения, и, прежде всего, гагаузов, румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло быть и речи о восстановлении гагаузами своего права называться самобытным народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право на самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной культуры. Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда 2 августа была образована Молдавская ССР. Одним росчерком пера сталинские власти, без выявления на то воли гагаузов и болгар, разделили на две неравновеликие части их этнические территории. В результате около 80 процентов гагаузов оказалось в составе Молдавской ССР, 20 % - на территории сопредельной по Буджаку Украины.

Трагические последствия этого выразились в том, что на многие десятилетия компактно расселенный гагаузский народ оказался на своей же этнической территории рассредоточенным по различным административным районам и фактически затерянным в многонациональной массе населения Буджака. Разведенный границей двух национальных республик, распятый по административно-территориальным весям, народ на своей этнической территории оказался лишенным возможности консолидироваться для решения проблем своего выживания и национального возрождения. И это в условиях усиливающихся процессов денационализации.

После 1985 года, как и все народы СССР, гагаузы воспряли к очередному этапу борьбы за свое национальное возрождение и самосохранение.

0

6

XIII век (1259-1320) период христианизации тюркоязычных предков гагаузов на Балканском полуострове с переселением туда Кейкавюз Изеддина и под предводительством православного священника Сары Салтыка
XIV век (1320-1347) гагаузы в независиомом Карвунском княжестве под предводительством Балык Бея (Karvunnum Terra - на северовостоке сегодняшней Болгарии)
XIV век (1347-1400) гагаузы в независимой Добрудже под предводительством Добрича (сына Балыка), а после него Иванко (сына Добрича), (ныне географическая область северовосточной Болгарии и юговосточной Румынии)
XIV-XIX век (1400-1812) гагаузы в Османской Империи (в Уз Эйалети - та же облать Добруджи)

В конце XVIII и начале XIX века, в связи с ослабеванием Османской империи, территория Балканского полуострова фактически впала в анархию. Этот период известен в истории балкан как курджалийство по бандам Курджали, терроризировавшим народы балканского полуострова.  В связи с этим явлением, а также в связи с тем что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской  империями, многие крестьяне эмигрировали на юг России в Буджак, в том числе гагаузы.

XIX-XX век (1812-1917) гагаузы в Российской Империи (в Буджаке)
XX век:
Январь 1906 непризнанная 5 дневная независимая Комратская Республика
1918-40 гагаузы в Румынии
1940-41 гагаузы в МССР
1941-44 период 2 МВ (Румыния)
1944-90 гагаузы в МССР
19.08.1990 - 23.12.1994 непризнанная независимая Гагаузская Республика
XX-XI век (1994 - по настоящее время) гагаузы в Гагауз Ери внутри Молдовы.

Тот кто думает что Молдова - это конец истории гагаузов, тот глубоко ошибается!

В начале XIII века на балканском полустрове на территории княжества под названием Карвуннум Терра зародился новый народ. Граждане именно этого государства впервые начали себя называть гагаузами. Прошу заметить, что "гагауз" это в первую очередь самоназвание, и этот факт автоматически срывает с корнем все утверждения, что название "гагауз" происходит из сливания "огуз" с другими словами образующими словосочетание "гагауз". Ведь гагаузы - это "о"кающий народ, и поэтому нет причины для того, чтобы буква"о" превратилась в "а" (гагауз). Шокирующий еффект производит утверждение Диониса Танасогло в "Узун Керване" о том что выражение "хак-огуз" превратилось в "гаг-ауз" по причине того, что на русском языке !!! буква "о" читается как "а"! А как же факт самоназвания "гагауз", т.е. причем тут русские? Кроме этого Д.Танасоглу забыл про то, что старорусский язык также как и гагаузский был о-кающим языком. А еще Дионис Танасоглу совсем не стесняется фантазировать, потомучто ни в одном историческом источнике даже упоминания о народе под названием "хак-огуз" не встречается! Его также не смущает, что слово "хак" совсем не тюркско-огузское, а мусульманско-арабское и огузам отказавшимся принять мусульманство не следовало бы назвать себя взаимствованным у арабов словом. Сторонники же самой расспространенной и популярной версии о названии и происхождении гагаузов от "гёк-огуз" наверное совсем не знают, что народа с таким названием в истории просто никогда не было, были "гек-тюрки", но это уже не похоже на "гагауз", но историков гагаузов это не огорчило, они решили просто и легко поменять вместо "тюрк", "огуз", и обмануть этим самым наивные умы гагаузов, только ради удовлетворения своих личных амбиций. К сожаления причиной этой и других многих ошибочных версий является, то что большинство теоретиков гагаузской истории сначала выбирают красивую теорию которой все гагаузы будут гордиться, а потом эту теорию пытаются доказать, что является логически не правильным путем, ведущим к самообману. Правильный путь - это построение теории на основании исторических фактов, на всесторонних исследованиях особенностей культуры и языковой принадлежности народов.
Итак народ "гагауз" появился вместе со своим названием, а до появления названия "гагауз" их предками были печенеги, кыпчаки, огузы, сельджуки и возможно еще другие тюркские народы перекочевавшие в это время на балканы и остановившиеся именно на территории будущего государства Карвуннум Терра или Уз Эйалет (что означает территориальное образование огузов, на тюркском), Добруджа (от имени самого великого правителя Добротицы), Гагауз Падишахлы (так называет это государство Михаил Чакыр), в государстве просуществовавшем около 140 лет и ставшим буфером для защиты Византии от нашествия с востока тюркских кочевников. Соответственно, самоназвание "гагауз" автоматически объеденило все эти народы под крышей одного государства.
Гагаузы – это синтез тюркоязычных народов балканского полуострова исповедующих православное христианство. Т.е. есть 3 фактора определяющих гагауза во время процесса зарождения гагаузского народа (XIII-XIV века):
1. Тюркоязычность,
2. Православие,
3. Расположение на Балканском полуострове.
И эти отличительные черты вплотную взаимосвязаны с самоназванием и историей гагаузов. Все это говорит о том, что разгадка истории гагаузов кроется именно в их самоназвании - "ГАГАУЗ". Тот кто разгадает происхождение названия "гагауз" тот разгадает историю гагаузского народа! Для этого конечно, надо хорошо подумать. Что могло повлиять на появление такого названия и зачем это вообще надо было? Почему эти народы не продолжили называться и дальше своими названиями, т.е. что заставило их поменять свое название? Это что-то, эта причина должна была быть очень сильной! А как же? Какой народ захочет поменять себе название без уважительной причины? Какой человек захочет поменять себе имя без веской причины? Что это за причина?
Будущих гагаузов объеденяло одно государство,  это государство сыграло очень большую роль в появлении гагаузского народа так как оно объеденило их в единое целое, но названия этому народу не дало. Что же могло дать гагаузам это название, если на гагаузском или на любом другом языке это название ничего логично осмысленного не означает?
Так вот, очень многие народы, в том числе и тюркские народы называли себя именем своего лидера-вождя! Примеров достаточно, приведу в пример два самых основных для нас названия - это "тюрк" и "огуз": названия этих народов прародителей многих других народов являются именами их лидеров: первое имя "Тюркют", второе не претерпевшее изменний имя "Огуз".
Сельджукский султан Иззеддин Кейкавюз 2-ой живший с 1236-1279 г. был первым вождем народа жившего в Уз Ейалете и создателем этого территориального образования, в первое время зависимого от Византии, потом от Болгарии, потом обревшее практическую независимость при Князе Балыке и достигшая пика в своем развитии при правлении великого Деспота Добротицы. Версия о том, что название "гагауз" появилось от имени своего лидера "Кейкавюз", поначалу кажется не очень убедительной, ведь на самом деле вроде ничем не похожие слова, кроме последней буквы "з". Эту версию я сначала обрабатывал сам, но потом уже оказалось, что она давно выдвинута историками, что меня еще больше убедило в ее правдоподобности. Поверьте очень приятно, когда после долгих исканий вдруг натыкаешься на версию, которая полностью идентична со своей. Эта ведь очень усиливает веру в правильности построения теории, и дает большой стимул к дальнейшему изучению истории. По поводу того, что название "гагауз" и "Кейкавюз" не схожи, разгадка кроется в том, что имя "Кейкавюз" не тюркское, а персидское, что естественно для языка тюркского народа, кем являлись гагаузы, было совсем не привычным. Я подумал о том, как бы я назвал его, как бы мне легче произнести это имя? И я назвал его "Кайкауз"! Здесь я соблюдал одно общее тюркское языковое правило не произносить в одном слове и мягкие и твердые звуки, и сделал его полностью твердым, заменив "е" на "а", "ю" на "у", а также соблюдал одно гагаузское языковое правило : убрал букву "в" которую гагаузы не произносят именно между буквами "а" и "у". Например: тур. "кавун" - гаг. "каун" (дыня), тур. "давул" - гаг. "даул" (барабан) и др., а также турки до сих пор упрямо называют гагаузов гагавузами!
И это еще не все! Когда я, читая записи гагаузского просветителя Михаила Чакира прочитал, что он в своих рассказах про историю гагаузов, упоминая об Иззеддине Кейкавюзе называет его именно "КАЙКАУЗ", тогда я окончательно убедился, что уже ничего не сможет изменить моего мнения о настоящей истории гагаузского народа.
Но есть кое-что такое что не объяснено ни кем из историков! Разговаривая с турками интересующимися гагаузской историей, меня иногда охватывало ощущение того, что они знают про гагаузов что-то такое, что не хотят нам говорить об этом. Потом, как я выяснил, это скрытное было связано с самой причиной принятия гагаузами имени своего вождя Кайкауза. И эта причина была очень веской. Этой тщетно скрывавшейся современными турками от современных гагаузов причиной является религия! Веская она, потому-что по условиям соглашения сельджуксого экс-султана Кейкавюза и византийского императора Михаила Палеолога VIII, Кейкавюз принимает христианство от греческой православной церкви и образовывает христианско-православное государство укрывая себя и свой народ от монгольских воиск на территории балканского полуострова, где собралось много тюркских кочевников, а Византия усиливает свое влияние на этой территории. Эта договоренность была решающим словом для перехода в христианство всего будущего гагаузского народа, часть из которых была мусульманами (представителями этой веры были сельджуки и часть кыпчаков, которые успели принять ислам еще на Волге), а другая часть принадлежала языческим вероисповеданиям (огузы, печенеги и другая часть кыпчаков). Это стало причиной появления самоназвания «кайкауз», а в последсвии «гагауз», т.е. последовавшие за Кайкауз'ом, как «османы» последовавшие за Османом, «сельджуки» - народ Сельджука, современные чеченские «Кадыровцы» - люди Ахмада Кадырова и т.д. Этот процесс христианизирования тюркских народов балканского полуострова был выгоден для Византии, так как, ни для кого не секрет, что религия это власть и посредством греческой православной церкви Византия брала под свое влияние эти народы.
Последней точкой моего убеждения стал один видео-ролик про гагаузов Греции, где я увидел как пишется на греческом алфавите название гагауз – «гкаyкавоuз».
Что же касается того, что явилось причиной того, что сельджукский султан Кейкавюз Иззеддин вынужден был идти с Византией на такое соглашение и что заставило столько тюркских народов собраться в одно и то же время на одном и том же месте, то причина эта была одной для обоих следствий: эта причина - непобедимый Чингисхан, который захватил большую часть Евразии и вынудил переселиться на запад, и в том числе на балканы, многие тюркские племена занимавшие к тому времени территорию севера от черного моря; и так же Чингизхан разгромил 2-ое сельджукское государство в юговосточной Анатолии, впоследствии чего сельджукский султан Иззеддин Кейкавюз 2-ой вынужден был укрыться вместе со своими людьми в Византиии, а затем с помощью Византии стать правителем Уз Эйалета, принять христианство и пригласить к новой религии весь народ нового территориального образования.
Еще одним доказательством вышеизложенного является гагаузский диалект, который содержит в себе очень много арабских и персидских слов исламского толка и не только, самое яркое из которых - это слово «Аллах», произношение которого на гагаузском языке правильнее даже, чем на современном турецком или чем на многих других языках народов бывшего СССР исповедующих ислам, которые произносят его с хорошо слышимым звуком «х» в конце слова, хотя правильно произносить его как произносят гагаузы: очень легко, так что вместо буквы "х" слышно удлинение впереди стоящего звука «а» - «Алла-а». Примечательно и то, что в обиходе современного гагаузского нет другого слова кроме «Аллах», которое бы имела значение бога, если не считать, взаимствованное от русских уже в бессарабии после переселения сюда в 1812г. слова «Божи», которое употребляется на много реже чем "Аллах". То есть гагаузы уникальны не только тем, что они тюрки и в то же время православные, но и тем что они христиане называющие бога Аллахом. В то же время, у многих других тюркских народов, исповедующих ислам, сохранилось старое название языческого бога «Тенгри», и до сих пор многими употребляется, в то время как у гагаузов это название Бога пропало, но  в виде отпечатка языческого прошлого обнаруживается в таком стихотворении:

"Ай, тангрылар тангрысы,
Беним йарым ангысы?
Сырты мор минтаннысы,
Башы йешил шаллысы."

"Ай, бог богов,
Кто мой суженный?
С фиолетовой минтанкой на плечах,
С зеленой накидкой на голове."

Те же кто говорит про возможную ассимиляцию гагаузского языка Османами после завоевания ими Уз Ейалета и в последствии чего взаимствования гагаузами у них арабских слов, тот ошибается, так как забывает, что Османская империя была исламским государством, и не несла с собой никаких национальных интересов вроде внедрения своего языка на завоевыванных территориях. Наоборот она всячески продвигала и внедряла в новые регионы мусульманство, что кстати не смогло заставить уже укрепившихся в христианстве гагаузов отказаться от нее, но в то же время сыграло не маленькую роль в решении о переселении в Бесарабию по приглашению России. Но главной причиной переселения балканских народов в бессарабские степи было то, что в конце XVIII и начале XIX века, в связи с ослабеванием Османской империи, территория Балканского полуострова фактически впала в анархию. Этот период известен в истории балкан как курджалийство по бандам Курджали, а также из-за других многочисленных банд терроризировавших народы балканского полуострова.  В связи с этим явлением, а также в связи с тем что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской  империями, многие крестьяне эмигрировали на юг России в Буджак, среди которых были и гагаузы.
В итоге я могу с уверенностью сказать, что в образовании самоназвания «гагауз» сыграли самую важную роль две причины: 1. причина - это принятие Уз Эйалетянами христианства за сделавшим это своим лидером Кайкаузом во второй половине XIII века, и по этой причине принятие на себя имени своего лидера, 2. причина объеденившая весь гагаузский народ под одним названием это их принадлежность к одному государство с населением одной нацианальности. Грубо говоря, все граждане этого государства, как последователи своего лидера Кейкавюза в принятии новой религии, начали очень скоро называть себя кайкаузами, а в последствии пройденных лет, это трудно выгавариваемое название трансформировалось на самоназвание «гагауз».
Гагаузы периода с XIII по XVIII в.в. - это сообщность тюркоязычных народов проживающих на балканском полуострове и исповедывающих православно-христианскую религию. В последствии, все потомки этих людей, проживающих в настоящее время в основном в Бессарабии, называются гагаузами. Это и есть неопровержимое определение гагаузской народности и ее названия, в основании которого стоит христианство, а корень этого основания - сельджукский султан Кейкавюз Иззеддин II.
Поэтому, убедительно призываю на скорейшее целенаправленное и подробное изучение выше изложенной версии гагаузской истории историками Гагаузии и принятию гагаузским народом и гагаузскими властями своей официальной историей эту кратко изложенную версию. Тем более, что как-таковой официальной версии истории гагаузов не существует до сих пор!

Отредактировано Кирилл (2010-07-18 00:44:57)

0

7

Кирилл написал(а):

Гагаузы периода с XIII по XVIII в.в. - это сообщность тюркоязычных народов проживающих на балканском полуострове и исповедывающих православно-христианскую религию. В последствии, все потомки этих людей, проживающих в настоящее время в основном в Бессарабии, называются гагаузами. Это и есть неопровержимое определение гагаузской народности и ее названия, в основании которого стоит христианство, а корень этого основания - сельджукский султан Кейкавюз Иззеддин II.

Очень интересная версия. И я думаю, что она имеет место быть. Ведь как известно " Кто ищет, тот всегда найдет". И из множества версий и догадок про происхождение нашего народа , может быть историки определят истинную историю нашего народа гагаузов

0

8

Кирилл написал(а):

Гагаузы периода с XIII по XVIII в.в. - это сообщность тюркоязычных народов проживающих на балканском полуострове и исповедывающих православно-христианскую религию. В последствии, все потомки этих людей, проживающих в настоящее время в основном в Бессарабии, называются гагаузами. Это и есть неопровержимое определение гагаузской народности и ее названия, в основании которого стоит христианство, а корень этого основания - сельджукский султан Кейкавюз Иззеддин II.

Интересно! А откуда Вы взяли все эти сведения? Или это только Ваши догадки

0

9

Кирилл написал(а):

Но есть кое-что такое что не объяснено ни кем из историков! Разговаривая с турками интересующимися гагаузской историей, меня иногда охватывало ощущение того, что они знают про гагаузов что-то такое, что не хотят нам говорить об этом.

Очень интересная статья, кстати!!! Я её еще раз прочитал и она меня тоже увлекла и захватила! Очень интересная, а главное правдоподобная версия. :writing:

0

10

А был ли в истории гагаузов такой персонаж-Огуз Хан, и кем он был, знает кто нибудь?

0

11

Yagmur написал(а):

А был ли в истории гагаузов такой персонаж-Огуз Хан, и кем он был, знает кто нибудь?

Вот что я про него нашел :
Огуз-хан, Огуз-каган

Огуз-хан, Огуз-каган, в мифологии огузов герой-прародитель. Образ Огуз-хана имеет черты культурного героя. Наиболее древние представления об Огуз-хане зафиксированы в уйгурской рукописи 15 в. «Огуз-наме* [содержит карлукско-уйгурскую (13-14 вв.) версию мифа]. В ней говорится, что Огуз-хан был зачат матерью от лучей света (мифологический мотив чудесного рождения) и уже родился богатырём. Уже в юности Огуз-хан победил страшное чудовище - пожиравшего табуны единорога. Внешность Огуз-хана отражает тотемические представления древних тюрок: «ноги его... подобны ногам быка, поясница - пояснице волка, плечи - подобны плечам соболя, а грудь - груди медведя». Чудесный помощник Огуз-хана, указывающий дорогу его войску и приносящий ему победу,- говорящий человеческим языком сивый волк. Проявив себя как богатырь, Огуз-хан вступает в брак с небесной девой, спустившейся к нему в лучах света. От неё у него рождаются три старших сына - Кун (солнце), Ай (луна) и Юлдуз (звезда). От другой жены - земной красавицы - три младших сына - Кёк (небо), Таг (гора) и Тениз (море). Объявив себя каганом, Огуз-хан совершает завоевательные походы против соседей. Завершив завоевания, он устраивает великий пир и распределяет свои владения между старшими и младшими сыновьями. Это разделение связывается с чудесными дарами богов: золотым луком и тремя серебряными стрелами, ниспосланными Огуз-хану небом. Огуз-хан отдаёт лук, разломив его на три части, трём старшим сыновьям, а стрелы - трём младшим. Племена, которые произойдут от старших сыновей, он повелевает назвать «бозук» (что значит «ломать на части»), а от трёх младших - «учук» («три стрелы»). Так объясняется разделение огузов на два «крыла».

С принятием ислама возникают новые варианты мифа об Огуз-хане (отражённые в сочинениях Рашидаддина, Абулгази, Языджыоглу Али). О. представляется в них потомком Яфеса [библейского Яфета (у Языджыоглу и Абулгази)] и правоверным мусульманином.

Образ Огуз-хана как героя-прародителя известен и многим современным тюркоязычным народам: туркам, гагаузам, азербайджанцам, туркменам, узбекам, каракалпакам и др. (с конца 19 в. сохраняется главным образом как литературный персонаж).

В. Н. Басилов.

Источники:

   1. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.

0

12

Вот еще...

Враг  жаждет  крови, 
Враг,  как  смерть  сама,
Крадется,
к  конским  припадая  гривам.
Уж  близко  он  —  на  острие  холма 
Его  орда  гудит  нетерпеливо.

Бродячий  ветер,  облетая  стан, 
Полощет  в  темных  полосах  знамена. 
«Настал  твой  час! 
Готовься,  Огуз-хан!»  —
Вздыхает  ветер  над  землей  зеленой.

И  хан  сказал:  «Мы  род  спасти  должны, 
Хоть  с  каждым  годом  к  нам  судьба  суровей, 
Хоть  не  бывает  без  потерь  войны, 
Но  все  же  можно  обойтись  без  крови. 
Вселенной  нужен  каждый  человек, 
Ведь  каждый  —  Бог,  а  не  одна  лишь  глина...»

Кивают  хану  сорок  один  бек. 
С  ним  заодно  двадцать  четыре  сына.

И  скачет  с  белым  знаменем  гонец:
«Да  будет  мир!  Придет  вражде  конец! 
Но,  Огуз-хан,  за  все  бывает  плата  —
Отдай  коня  любимого,  Гырата!»

И  с  беками  советуется  хан, 
и  молвят  беки:
«Лучше  примем  муки,
Достойней  изнемочь  в  бою  от  ран,
Чем  скакуна  отдать  в  чужие  руки!
Коня  уступит  разве  только  трус,
А  вместе  с  ним  и  честь  свою  утратит.
Орлу  подобен  был  всегда  Огуз.
И  нрав  орлиный  заключен  в  Гырате.

Отдать  коня  —  подрезать  два  крыла. 
Отдать  коня  —  без  чести  жить  отныне. 
Ступай,  сынок,  пусть  ноша  тяжела, 
Но  конь  Гырат  огузов  не  покинет!»

Свернули  очи  ханские  грозой  —
Сердит  Огуз,  огнем  дохнуло  слово:
«Отдать  коня!»  —
И  черною  слезой
Скатился  конь  о  холма  сторожевого.

Ушел  Гырат.  Заплачен  страшный  кун. 
А  до  чего  прекрасный  был  скакун!

0

13

Думаю после Конференции 6-8 ноября 2008 года в Комрате -Чадыре "Православие и идентичность Гагаузов"(К 1000 летию принятия Православия Гагаузами),в Истории Гагаузов "Повеяло НОВЫМИ ВЕТРАМИ"!!! Второй докладчик-И УЖЕ СЕНСАЦИЯ-ГАГАУЗЫ 100% ЕВРОПЕИДЫ!!! Греки (Архиепископ Салоников и другие религиозные деятели-более 20 человек ЕДИНОДУШНО ПОТВЕРДИЛИ -ГАГАУЗЫ в ПРАВОСЛАВИИ БОЛЕЕ 1000 лет!!! Хотя наши Гагаузские ученые-етнографы и некоторые церковные деятели "цепляются" за старые понятия в Гагаузской Истории! Мой доклад есть в Гоугле-"древняя история гагаузов-малые народы..."

0

14

Думаю после Конференции 6-8 ноября 2008 года в Комрате -Чадыре "Православие и идентичность Гагаузов"(К 1000 летию принятия Православия Гагаузами),в Истории Гагаузов "Повеяло НОВЫМИ ВЕТРАМИ"!!! Второй докладчик-И УЖЕ СЕНСАЦИЯ-ГАГАУЗЫ 100% ЕВРОПЕИДЫ!!! Греки (Архиепископ Салоников и другие религиозные деятели-более 20 человек ЕДИНОДУШНО ПОТВЕРДИЛИ -ГАГАУЗЫ в ПРАВОСЛАВИИ БОЛЕЕ 1000 лет!!! Хотя наши Гагаузские ученые-етнографы и некоторые церковные деятели "цепляются" за старые понятия в Гагаузской Истории! Мой доклад есть в Гоугле-"древняя история гагаузов-малые народы..." Да и не было у Оггузов никогда "ханов"- а были " Кю-язычи",Кон-язычи".Бу Еля-БУЕР-чанабин! Казык конма -чочукла-казаки на границе. Был ОГУЗ-Каин-Есть в России КАИНГОРОД!! Читайте мой доклад!

0

15

Да я рад за сайт,что даст гагаузам свободно общаться! И благодарю за письмо на сайте! Я думаю молодые гагаузы на сайте узнают кто они есть и не будут "стесняться" за свою НАЦИЮ!! Гагаузы в Истории Древняя и Неповторимая нация-ее не собрать ине воссоздать!!!

0

16

Здравствуйте. Привет вам всем из солнечного города Баку.  Увидев ваш форум, с радостью и оптимизмом зарегистрировался в нем, надеясь пообщаться с братьями по крови. Однако же, почитав эту тему, вся моя радость куда-то улетучилась. Из всего вышенаписанного я сделал вывод (дай Бог, чтобы я ошибался), что вы как-то отдаляете себя от всех тюрков, выделяете в какую-то особую группу, с радостью заявляете, что боролись против Турции совместно с русскими. Извините меня, но для меня это из ряда вон.  И если это все так и есть, как мне показалось, то от вас и тюркского ничего, кроме языка, не осталось. Эх...жаль. Знали бы вы, как недавно мы в Стамбуле за большим столом обсуждали тюркскую тему, как гордились нашими корнями, великими сыновьми тюркских народов. И про гагаузов вспомнили не раз с гордостью, что даже в Молдавии есть наши братья. Я прекрасно понимаю ваш язык. Еще бы! Наши языки почти братья-близнецы. И хотел было обратиться на родном языке к вам, но, увидев тут сплошную русскую речь, передумал. Хотя русским владею достаточно хорошо и общаться на этом языке мне довольно комфортно. Извините, если обидел кого. С наилучшими пожеланиями в изучении своих исторических корней.

П.С. Кстати, в нашем языке, так же, как и в турецком, имя Всевышнего никогда не писалось с буквой Х в конце слова. Это русский вариант написания.  В советские времена, когда нас заставили перейти на кириллицу, мы все равно писали Аллаh, но никак не Аллах. Сейчас же пишем ALLAH. Тюркские языки очень богаты на звуки (например:  Ö, C, Ü и т.д.). У нас их чуть больше, чем у турков, например буква Ə, обозначающее звук между А и Э - AzƏrbaycan (для наглядности). Впрочем, татары тоже имеют эту букву в своем алфавите. Потому нам нет никакой надобности каверкать истинное произношение и написание слов.

С уважением, Üzeyir Telman oğlu

Отредактировано Oguz-Azeri (2010-10-29 17:38:07)

0

17

Я прочитал несколько статей из Гагаузкой википедии. Ваш язык практически нечем не отличается от Турецкого или Азербайджанского, но видеть одну вещь мне стало особенно смешно. Никогда не встречал Тюрков с именами сергей, дмитрий или степан. С трудом представляю себе то, как можно быть частью великого Тюркского наследия и быть христианином. Похоже хоть ничтожный, но есть процент Тюрков не Мусульман. Да простит меня Аллах, но лучше вам всем закопаться.

Отредактировано Al-Kaas (2011-08-12 22:28:06)

0

18

там выше в стихе  автор статьи писал что ( мор минтан - это фиалетовый джемпер) мор--это " коричневый цвет. сам то он гагауз?  я думаю нет ( пич) он.     Бияз--белый, Сары--желтый  Ешиль--зеленый  Маави--синий     
Боз--бурый Мор--коричневый  Кара--черный. выучи и запомни.

0

19

Я, гагауз. Живу в России. Меня раздражает что наши имена не наш, свой родной тюркский лад. Сергей, Иван, Степан и тд. - это чужое, не наше. К сожалению я сына назвал Дмитрием. Боялся что не поймут если я его назову Демир, Четин, Баттал, Аслан и т.д. Мы отдалились и продолжаем отдаляться от нашего родного. Виной всему наша слабость и трусость. Гордится нам не чем.Воспитываем детей не правильно, культура гнилая. ЖАЛЬ

0

20

Al-Kaas
Закопайся ты. Тюрок не означает мусульманин. С таким же успехом тюрок может быть и буддистом и тд. По поводу имен согласен, а по поводу вероисповедания ты тут сам закопался своим религиозным фанатизмом

0

21

Селям, кардашлар! Из числа самых последних научных исследований по проблеме этногенеза гагаузов можно взять монографию болгарского археолога Г. Атанасова "Добруджанското деспотство". Самое важное, что автор поддерживает одну из многочисленных гипотез о тюркском происхождении (от куманов). К мометнту завования Добруджанского княжества куманы уже были православными христианами. Огузы, в отличие от них, не смогли оставить заметный след в этом деле, зато постарались сельджуки и затем османские турки, ведь именно благодаря им у гагаузов язык родственен всем остальным языкам огузской группы: турецкому, азербайджанскому, туркменскому и даже южному диалекту крымско-татарского.

0

22

Как-то не особо верится, что мы все же произошли от огузов... среди произошедших от огузов - довольно-таки не мало современных национальностей, например туркмены, у них есть деления на Gök-Oğuz, Taş-Oğuz и т.д., но вопрос не в этом... дело в том, что произошедшие от огузов, как бы далеко их колено не тянулось - узкоглазы... а где вы видели узкоглазого гагауза?

0

23

Al-Kaas написал(а):

Al-Kaas

имена ты наши читал... а фамилии тоже? в отличии от азербайджанских они у нас сохранились чистыми... без "-ов" на конце...
а что касается христианства, - оно зародилось намного раньше мусульманства... и... находясь в Турции, среди мусульман, многие из них, кто знает кто такие гагаузы, и кто знает что такое история сами признаются:  это не гагаузы стали христианами, это мы стали мусульманами!
советую прислушаться к умным людям.. ;-)

0

24

Oguz-Azeri написал(а):

Здравствуйте. Привет вам всем из солнечного города Баку.  Увидев ваш форум, с радостью и оптимизмом зарегистрировался в нем, надеясь пообщаться с братьями по крови. Однако же, почитав эту тему, вся моя радость куда-то улетучилась. Из всего вышенаписанного я сделал вывод (дай Бог, чтобы я ошибался), что вы как-то отдаляете себя от всех тюрков, выделяете в какую-то особую группу, с радостью заявляете, что боролись против Турции совместно с русскими. Извините меня, но для меня это из ряда вон.  И если это все так и есть, как мне показалось, то от вас и тюркского ничего, кроме языка, не осталось. Эх...жаль. Знали бы вы, как недавно мы в Стамбуле за большим столом обсуждали тюркскую тему, как гордились нашими корнями, великими сыновьми тюркских народов. И про гагаузов вспомнили не раз с гордостью, что даже в Молдавии есть наши братья. Я прекрасно понимаю ваш язык. Еще бы! Наши языки почти братья-близнецы. И хотел было обратиться на родном языке к вам, но, увидев тут сплошную русскую речь, передумал. Хотя русским владею достаточно хорошо и общаться на этом языке мне довольно комфортно. Извините, если обидел кого. С наилучшими пожеланиями в изучении своих исторических корней.

П.С. Кстати, в нашем языке, так же, как и в турецком, имя Всевышнего никогда не писалось с буквой Х в конце слова. Это русский вариант написания.  В советские времена, когда нас заставили перейти на кириллицу, мы все равно писали Аллаh, но никак не Аллах. Сейчас же пишем ALLAH. Тюркские языки очень богаты на звуки (например:  Ö, C, Ü и т.д.). У нас их чуть больше, чем у турков, например буква Ə, обозначающее звук между А и Э - AzƏrbaycan (для наглядности). Впрочем, татары тоже имеют эту букву в своем алфавите. Потому нам нет никакой надобности каверкать истинное произношение и написание слов.

С уважением, Üzeyir Telman oğlu

Отредактировано Oguz-Azeri (2010-10-29 17:38:07)

Советские времена возможно могли повлиять на азербайджанское написание слова Allah, но они никак не могли повлиять на турецкое и арабское написание этого же слова... к сведению, и в том и в этом языках оно до сих пор пишется с буквой "H" на конце

0


Вы здесь » Гагаузский форум » Историческая страничка. » Кто такие Гагаузы?